Сексизм и унижение - это норма, или как прошла защита моего диплома

  Совсем недавно я закончила бакалавриат. У меня было много претензий к ВУЗу и кафедре, но я решила "Что было, то прошло. Это скоро закончится и ладно". При этом я не могу сказать, что все было плохо: с группой мне повезло, а к четвертому курсу остались только самые адекватные и приятные люди; несколько преподавателей были действительно хороши. И хочется забыть плохие моменты, поблагодарить за все хорошее и... так бы и было, если бы не моя защита выпускной работы. Я долго думала "что это было?", стоит ли что-то делать и писать об этом, но я больше не хочу и не могу обдумывать ту ситуацию и задаваться вопросами "что, черт возьми, это было?" и "а это точно было не в параллельной вселенной?". Поэтому оставляю эту историю на ваше обсуждение, особенно, если вы собираетесь учиться в РГСУ.


   Итак, диплом я писала сама. Тут тоже не обошлось без сюрпризов от кафедры (журналистики) в последний момент и бессонных ночей. Я несколько раз советовалась с научной руководительницей, ждала ее под дверью кафедры - все по канону. В итоге мою работу утвердили, антиплагиат показал высокий процент оригинальности и работа была сдана в срок. Осталось создать презентацию и защититься.
   В день икс, я подготовила свои материалы на флешке, которая не читалась университетским компьютером и только каким-то чудом мне удалось найти недоделанный вариант в сообщениях. С ним я же и отвечала. Из-за стресса мне уже было тяжело усидеть на месте, но это было, к сожалению, далеко не самой плохой частью этого замечательного мероприятия.
  Опустим комментарии по поводу качества моей работы - их объективно оценить я не могу, поэтому не вижу смысла обсуждать. Все, что нужно знать в этой ситуации - это то, что моя выпуская квалификационная работа была связана с "новыми медиа". Этот термин не имеет единственной трактовки. В работе также было кратко описано развитие медиа в целом. Что же, двигаемся дальше вниз по наклонной того прекрасного дня.
  Приемная комиссия состояла из моей научной руководительницы, нашего декана, представителя телеканала, двоих преподавателей и женщины, которую я и мои одногруппники знают только как "женщина, которая сидит на кафедре".
Я начала свой рассказ, краснея, бледнея и пошатываясь от волнения.  Я просто ждала, когда это закончится и я пойду домой. Я посмотрела на комиссию: моя руководительница ушла, декан вышел говорить по телефону, преподаватели смотрели в мою работу, а представитель телеканала просто выглядел максимально незаинтересованно в моей презентации. Я перевела взгляд на "женщину с кафедры" - она подалась вперед всем торсом, будто тянулась ко мне через парту, при этом на лице было написано, что она еле сдерживает себя и очень хочет что-то сказать. Я закончила, начались вопросы, я на них спокойно отвечала. И тут, эта женщина, видимо, уже не выдержав всего накала, кипящих в ее сердце или только ей известно где страстей, выпалила вопрос, от которого я опешила. "Я смотрю вы тут даете определение "новых медиа" по Геббельсу?". Молчание. Мне показалось, что кто-то сказал "мотор!" и начались съемки сюрреалистичного артхаусного фильма, хотя никакого согласия я на это не давала. Я ответила примерно: "Насколько я помню, у меня приведено в первом параграфе лишь то, что Геббельс в качестве пропаганды организовывал бесплатные теле-залы, а телевидение после Второй Мировой как раз получило широкое распространение в том числе из-за того, что его использовали в пропагандистских целях".
   Чтобы дать вам немного контекста в этой ситуации, мой друг, я приведу вам отрывок, что так возмутил "женщину с кафедры", что дальше обсуждение моей работы прикатилось и превратилось в допрос о моем отношении к вышеупомянутой исторической личности. Напоминаю, что к тебе моего исследования это не имело никакого отношения. 
  Информация впервые мне повстречалась на первом курсе в учебнике, выданном университетом,  а в дипломе была ссылка на источник.
"Телевидение получило распространение уже после второй мировой войны. В военное время телевизоры можно было не часто встретить в домах простых граждан. Они использовались в качестве военной пропаганды. В частности, известно, что Йозеф Геббельс организовывал бесплатные теле-залы, где людям демонстрировались идеологически направленные фильмы и передачи, а его жена – Магда, помогала разработать одну из первых программ телепередач. Геббельс говорил: «Превосходство зрительной картинки над слуховой в том, что слуховая переводится в зрительную при помощи индивидуального воображения, которое нельзя держать под контролем: все равно каждый увидит свое. Поэтому следует сразу показать, как нужно, чтобы все увидели одно и то же»"
  Естественно, это было преподнесено просто как факт и дальше повествование о развитие телевидения продолжилось. У научного руководителя этот абзац никаких нареканий не вызвал.
  Далее вся моя защита свелась к тому, что я ответила на пару вопросов представителя СМИ, после чего превратилась в травлю меня со стороны "женщины с кафедры" вопросами вроде: "Как вы могли такое использовать? Вы что, его поддерживаете? Да как так можно". Каждый мой ответ, что моральной оценки фактам я не даю, прерывался. На очередную нападку я ответила: "Это всего лишь факт, я не даю ему оценку, в том числе моральную". Мне крикнули: "Не бывает просто фактов!". И в конце меня просто оборвали на середине предложения с возгласом "ЛАДНО!". Снова тишина. Я села на свое место, в абсолютной уверенности, что этого не произошло и просто не могло произойти на самом деле. Меня затравил неизвестный мне человек на защите работы из-за того, что по сути вообще не относилось к моей работе? Да ну, бред какой-то.
  Я написала молодому человеку. Он меня заверил, что женщина остынет и все будет хорошо, но я уже готовилась к худшему.
  Тут, я должна поблагодарить своих одногруппниц, которые поддерживали меня и на протяжении самой защиты, и после, и даже потом писали и спрашивали как я себя чувствую. Спасибо.
  Защита закончилась, мы ждали в коридоре. Нас снова запустили. Преподаватели начали поочередно говорить, что они думают, давать напутственные слова. В основном это звучало как "были плохие работы, но были и хорошие". И тут, конечно же, наступило время "женщины с кафедры". У меня даже сейчас сводит желудок и холодеют руки от того, что я вспоминаю этот счастливый момент своей жизни. 
Я помню отрывочно, поэтому приведу вам примерное содержание того, что она говорила. Напомню, друзья, в этот момент в аудитории находились и преподаватели, и декан, и мой научный руководитель и никто, НИКТО, этому человеку и слова не сказал.
  С видом, будто этот неизвестный человек - наш сердечный друг, она повернулась к нам и начала говорить. Ярче всего я помню только самые главные моменты ее речи: "Девочки, мы тут среди своих, поэтому хочу сказать вам, что вы дуры, да, вы дуры. Вам нужно еще и расти и расти, а ведь вам еще работать с умными мужчинами в редакциях, так еще и замуж выходить". 
  Я не могла поверить, что это слышу. Тут нет посторонних? Тут есть я и все мои одногруппницы и мы это слышим. Я схватилась за голову. Признаться честно, хуже, чем вопросы про Геббельса и обвинения меня в том, что я его поддерживаю я думала уже не бывает. Мне показалось, что кульминация этого артхауса уже наступила, но как же я ошибалась.
  Она продолжила: "Вам еще выходить замуж, рожать детей и как журналистам воспитывать поколение, а вот работа Ани...". Она повернулась ко мне и мне показалось у нее на глазах наворачиваются слезы. Мне казалось я тоже заплачу, что, по секрету, потом и произошло, потому что выдержать это с серьезным лицом и понять, что человек не шутит - это очень серьезное испытание. Где-то в глубине души я все еще надеюсь, что это был розыгрыш.
  Продолжая, она начала говорить о том, как я могла так написать и дальше драматизировать на эту тему. Я не выдержала и сказала: "Я прошу прощения, что перебиваю, но вы же понимаете, что это просто факт и если вам что-то не нравится - это нельзя убрать из истории. Тем более, я взяла его из учебников, что нам тут и выдали и просто изложила без оценки". "Значит учебники плохие!", - крикнули в мою сторону. На дальнейшие мои попытки что-то адекватно объяснить, я услышала только: "Да из-за этого человека наверное и ваши родные погибли и вообще как так можно!!!111". В общем-то, эта крикливая оргия неадекватности с полным отсутствием даже попыток выслушать другого человека продолжалась еще несколько минут, когда меня во всю уже просто трясло.
  Я бы, наверное, еще смогла понять, если бы действительно написала что-то вызывающее, если бы на этом до того заострила внимание моя научная руководительница. Но нет, ничего из этого не было. Была только я, она, крики, необоснованные обвинения, сексизм (мизогиния) неверие в то, что такое происходит в реальной жизни и целая аудитория людей.
  Дальше слово отошло к декану, он тоже заострил на мне внимание ненадолго, а далее все продолжили беседу и объявление оценок, будто ничего не происходило.
  Я думаю вы догадались, что у меня не пятерка. И мне все равно. Может быть моя работа действительно была плохой. Мне обидно на счет вложенного труда, но я никогда не гналась за оценками, а только за знаниями. Мне не все равно на счет сложившейся ситуации. Мне не все равно, что такие люди работают в университетах. Мне не все равно, что никто, НИКТО из преподавателей и декана ни сказал по этому поводу ни слова и дальше продолжили, как ни в чем не бывало, общаться со студентами, а эта мадам еще и принимала экзамены на поступлении в магистратуру.
  Друзья и мама говорили, что стоит подать на апелляцию и чего-то добиться, но я не хотела больше с этим связываться. Я не хотела еще раз быть униженной потому что кто-то другой не может сначала думать, а потом говорить. Я до сих пор не забрала диплом и мне все равно, я не хочу снова приезжать в это место и переживать заново это унижение по непонятной причине. Я хочу, чтобы вы знали, какие люди работают в не последних университетах и что они говорят, чему они учат студентов. Я не хочу, как мои преподаватели, делать вид, что это нормально и ничего не произошло.  Чтобы у работодателей не было вопросов почему стажеры ничего не умеют - потому что у нас такие люди работают в образовании. Замалчивать такой произвол и нелепость - это преступление.
  А самое ужасное, что на бюджетные места в этом году на конкретно это направление подали документы более семисот человек и около трехсот на платную основу. Если вы абитуриент - пишите тем, кто учится или учился там, куда вы поступаете, ведь образование - это не только корочка, но и знания. И вы будете примерно представлять кто будет "давать" вам эти "знания".
  Если у вас есть подобные истории о вашем высшем образовании - поделитесь ими со мной, пожалуйста. Если вы только собираетесь поступать - учтите, кто будет принимать у вас экзамены и с кем вам и дальше придется иметь дело. А если вы считаете, что "мадам с кафедры" была права - то, пожалуйста, тоже излагайте свою точку зрения.

Популярные сообщения